Распечатать Страница

Тематические материалы

Модели профилактики экстремизма в молодёжной среде

 

 

Задача противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации – это одна из наиболее важных задач обеспечения безопасности на государственном уровне. Как терроризм, так и экстремизм, имеют самую опасную форму проявления преступности, вследствие которой наступают тяжкие последствия, которые создают опасность гибели человека, препятствия, сопутствующие развитию общества и государства, причинения значительного имущественного ущерба, либо наступления иных тяжких последствий.

 

Возможные модели профилактики экстремизма

 

  1. Модель профилактики, основанная на усилении роли традиционных институтов социализации.

 

В основе данной модели лежит идея рационального сокращения свободного, неконтролируемого пространства социализации молодого человека. Действия органов власти должны быть направлены на усиление и интеграцию воспитательного воздействия семьи, школы, учреждений профессионального образования различного уровня, общественных объединений, средств массовой информации. Жизнедеятельность подростка или молодого человека протекает в искусственно созданных конструктивных, позитивных полях, в рамках которых происходит его взросление, усвоение норм и стереотипов поведения в обществе, решение важнейших мировоззренческих проблем. Основным ресурсом данной модели является система образования, представляющая собой наиболее организованный, проникающий практически во все сферы жизнедеятельности общества, институт. В основе модели лежит средовой подход, когда государством и местным самоуправлением создаются такие условия для молодого человека, которые существенно снижают проявления экстремисткой активности. Для успешной реализации модели необходимо создание и развитие позитивных молодёжных средств массовой информации, способных выполнять гражданскую, социализирующую функцию.

Важное место в общей системе профилактики отводится деятельности детских и молодёжных общественных объединений, задачей которых является организация позитивного развивающего досуга подростков и молодёжи. Чтобы их деятельность была эффективной и привлекательной для молодого поколения требуется оказание органами власти системной комплексной поддержки подобным объединениям. Это позволит развить материально-техническую базу, кадровый, социальный, творческий потенциал общественных организаций.

Данная модель может рассматриваться как вариант оперативного вмешательства государства в ситуацию в случае роста экстремистских проявлений в молодёжной среде. Также данная модель может быть применена и в отдельных регионах, находящихся на периферии, где слабо развито общественное молодёжное движение, и процесс социализации молодого поколения, в основном, протекает в рамках традиционных институтов. Реализация данной модели предполагает формирование правового сознания молодёжи, её информирование о правовых последствиях участия в экстремистской деятельности (приложение).

 

  1. Модель профилактической работы, ориентированная на снижение деструктивного потенциала молодёжных субкультур.

 

В основе данной модели лежит деятельность государства и местного самоуправления по разработке механизмов, направленных на оптимизацию функционирования разнообразных молодёжных сообществ, являющихся носителями тех или иных субкультур, существующих в современной России. Молодое поколение переживает сегодня бурный рост разнообразных неформальных молодёжных объединений, движений, групп, объединяющихся по самым разным основаниям. Некоторые из этих субкультур носят ярко выраженный экстремистский характер.

Сегодня именно молодёжные субкультуры могут рассматриваться как структуры, формирующие и реализующие экстремистскую активность. В связи с этим профилактика экстремизма в молодёжной среде может идти в направлении снижения деструктивного потенциала молодёжных субкультур. Можно выделить две базовые стратегии реализации данной модели. Во-первых, это деятельность, ориентированная на разрушение и/или переориентацию молодёжных субкультур, осуществляемая специалистами. В этих целях необходимо создавать поля для реализации агрессивных, экстремальных проявлений молодых людей, удерживая их в рамках действующего законодательства и социальных норм. Наиболее успешно эта стратегия может быть реализована через развитие экстремальных видов спорта, содержащих элементы риска – альпинизм, велоспорт, мотокросс, сноуборд, паркур и т.д. При этом параллельно, там, где это возможно, происходит разрушение «управленческого ядра» носителей субкультуры, а также перевод молодёжного сообщества в новое деятельное русло позитивной направленности. Во-вторых, деятельность, направленная на создание и внедрение в молодёжное поле новых субкультур, являющихся социально позитивными или же имитирующих экстремистскую активность. Здесь органы власти создают и финансируют молодёжное объединение, которое имеет привлекательный для молодёжи образ, стиль отношений, тип деятельности и вовлекает в сферу своего влияния максимально большое количество молодёжи. Оптимальным выглядит создание нескольких таких движений, реализующих интересы и предпочтения разных категорий молодёжи.

 

 

Межнациональное общение как проблема в молодёжной среде

 

Одной из острейших проблем общества и молодёжной среды, в частности, являются межнациональные отношения. Проблема имеет ряд уровней и аспектов: государственная национальная политика и социальная работа в области межнациональных отношений, теории и концепции межнационального общения, воспитательная работа образовательных учреждений и молодёжных организаций, бытовое восприятие и поведение граждан.

Из печати известны факты, свидетельствующие о национальной ненависти, насилии, преступном поведении взрослых и, что особенно тревожно, подростков и молодёжи, школьников и студентов. Есть группы, слои общества, исповедующие шовинизм и расизм, иногда в крайних формах. Несмотря на официальные запреты, встречается пропаганда антисемитизма, шовинизма, национальной ненависти, насилия. С этим необходимо постоянно и действенно бороться.

Существует расхождение между официальной идеологией и политикой, законодательством в области национальных отношений, где признаются и принимаются международные нормы и стандарты, и обыденным этническим сознанием и поведением, массовой личностной и групповой психологией, где господствуют предрассудки, стереотипы, национальная нетерпимость и пр. Психология толпы, групповое сознание, поддерживаемое отдельными людьми, объединениями, в том числе политическими, средствами печати и обусловленное непростой жизнью населения, оказывает сильное влияние на людей, особенно молодёжь. Противостоят  этому официальные политические доктрины и работа в системе образования.

Анализ и научное решение проблемы ведётся на стыке таких наук, как социология, политология, право, психология, этносоциология и этнопсихология, педагогика, философия. Основными понятиями являются этническое (национальное) сознание, межнациональное общение, национальная и культурная толерантность.

Исследования социологов показывают, что молодёжь,  в сравнении с другими группами населения, наиболее этноцентрична, т. е. порой проявляет неприязнь к одной или многим национальностям, нетерпимость, национализм. Учёные фиксируют, что к настоящему времени среди некоторой части молодёжи господствуют националистические убеждения. Это объясняют отчасти возрастными причинами, психологическими особенностями: молодой человек хочет быть сильным и успешным в жизни, склонен рассматривать мир упрощённо, как черно-белый, делит людей на своих и чужих по социальному и национальному признаку, хочет принадлежать к сильной группе. Социальная ситуация и возрастные психологические особенности обусловливают национальное самосознание молодёжи, подталкивают молодых людей к крайним позициям, к национальной нетерпимости и экстремизму.

В национальном сознании школьников и студентов, молодёжных групп получают положительные оценки «свои», представители родного этноса, одновременно резко отрицательно оцениваются «чужие». В такой среде делаются выводы о том, что виноваты во всех бедах «чужаки», которых надо изгнать. Такие и подобные убеждения имеют давнюю историю, культурную традицию (славянофильство, евразийство), и это обстоятельство осложняет задачу общества и педагогического сообщества по формированию культуры межнационального общения. Националистические идеи, этнические предрассудки, стереотипы восприятия и поведения очень живучи. Страх перед чужими и враждебное к ним отношение сохраняются как атавизм с первобытных времён. Это эмоционально окрашенное, оценочное восприятие представителей другого этноса всегда поддерживается внутренними кризисами и внешними процессами.

Что может ответить теория и методика воспитания молодого поколения на этот актуальный вызов общества и молодёжной среды, в частности? Во-первых, ответ может быть дан на личностном уровне: каждый гражданин, любой работник системы образования должен давать пример положительного (в отличие от негативного, шовинистического) национального самосознания. Особенно педагоги в образовательных учреждениях должны исповедовать и демонстрировать национальную гордость, патриотизм, знание культуры своей страны и одновременно придерживаться стандартов в межнациональных, межкультурных отношениях, развитым миром. Во-вторых, педагогические работники могут и должны компетентно, профессионально делать свою работу. Содержание, методы и формы воспитания, в том числе формирования культуры межнационального общения есть в специальной литературе.

В нашей стране разработана Концепция государственной национальной политики Российской Федерации. В ней говорится о том, что в современных условиях усиливается взаимозависимость стран и наций, интернационализация всех сторон человеческой жизнедеятельности. Этническая пестрота населения земли, многонациональность большинства государств и регионов, интенсификация экономических, политических и духовных отношений народов усиливают связи людей разных национальностей и конфессий, их работа, учёба, жизнь, как правило, протекают в полиэтнической среде. Это определяет потребность в организации целенаправленной работы по формированию у детей, молодёжи, всех граждан культуры межнационального общения, воспитания у них патриотизма, национальной, культурной, религиозной терпимости. В Концепции ставится задача: «Обеспечить разработку программы и курсов, способствующих воспитанию культуры межнационального общения, ознакомлению детей, молодёжи, населения с духовным богатством народов России и их внедрение в систему дошкольного воспитания, среднего и высшего образования, повышения квалификации кадров, а также в систему обучения в воинских частях и подразделениях».

Воспитание культуры межнационального общения рассматривается как одна из целей образования и воспитания и в ряде других законодательных документов РФ: Закон РФ «Об образовании», Национальная доктрина образования и др. Закон Российской Федерации «Об образовании» выделяет федеральные и национально-региональные образовательные стандарты. Эти стандарты предусматривают обязательный набор школьных дисциплин, содержание которых должно обеспечивать интеграцию личности в мировую и национальные культуры; формирование человека-гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества. В Законе характеризуется содержание образования: «Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами…».
Ряд федеральных программ (федеральная целевая программа «Молодёжь России », «Федеральная национальная программа» и др.) ставят конкретные задачи и пути их реализации по воспитанию культуры межнационального общения в российском обществе. Они подчёркивают, что культура межнационального общения есть важнейший компонент гражданского воспитания и определяют приоритетными такие элементы содержания:
— формирование у молодёжи таких ценностей, как Родина, Отечество, Конституция, демократия, свобода, права человека, семья, гражданская и социальная ответственность, формирование чувства гражданина многонациональной России;

— приобщение молодёжи к совокупности ценностей, отражающих общечеловеческое и национальное культурное богатство народов России, к их историческим, духовным, нравственным традициям, готовности продолжать и развивать их.

В этих и других нормативно-правовых актах рассматриваются не только предусмотренные Конституцией Российской Федерации права и свободы граждан, связанные с их национальной принадлежностью. В них отражается педагогическая политика государства, в которой определяются цели и содержание воспитания гражданственности, культуры межнационального общения.

Проблема воспитания культуры межнационального общения, воспитания в духе мира, демократии, прав человека, взаимопонимания и согласия является глобальной и находит своё отражение в документах международного сообщества. 53-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН принята Декларация о культуре мира. Культуру мира следует понимать как глобальную школу, в которой все учатся жить вместе в мире и согласии, укоренять в сознании людей идею защиты мира, не применять насилие, утверждать справедливость и демократию. Воспитание таких качеств, как толерантность, ненасилие, навыки бесконфликтной коммуникации, умение слушать и слышать, спорить с оппонентом, не превращая его во врага, должны воспитываться с самого раннего детства.

Образовательная и воспитательная работа с молодёжью не должна ограничиваться сообщением определённых знаний. Необходимо на первом этапе — в детских коллективах создавать гуманистическую среду, которая будет способствовать формированию навыков бесконфликтности, ненасильственному общению среди детей, вышедших из разных национальных, культурных, конфессиональных и социальных слоёв общества. Подростков следует вовлекать в акции солидарности, сопереживания с теми, кто перенёс страдания и нуждается в поддержке. Это поможет молодому человеку реально подготовиться к участию в жизни гражданского общества, правовом, демократическом государстве.
ЮНЕСКО ещё в 1995 году провозгласил Декларацию принципов толерантности. Толерантность — это международный термин, обозначающий не просто терпимость, а уважение, принятие и правильное понимание единства человечества, взаимозависимость всех от каждого и каждого от всех, богатство и разнообразие культур, признание прав и свободы, отказ от культуры войны и утверждение культуры мира. ООН, придавая большое значение утверждению принципов толерантности в жизни международного сообщества, провозгласила день подписания Декларации  Международным днём, посвящённым толерантности.

Для многонациональной, такой этнически разнообразной страны, как Россия, проблема воспитания толерантности имеет большое значение. Как задачи формирования культуры межнационального общения можно привести конкретные проявления взаимопонимания и согласия между людьми в современных условиях:

  • уважение к человеческому достоинству;
  • проявление и закрепление таких качеств, как чуткость, доброжелательность, терпимость, великодушие;
  • чувство меры и такта в общении с людьми, умение преодолевать конфликты в отношениях с ними;
  • уважительное отношение к языку, культуре, традициям, обычаям других народов;
  • потребность претворять нравственные знания в действия и поступки;
  • умение управлять своим поведением, своими потребностями, сочетая их с интересами окружающих;
  • стремление словом и делом, своим личным примером утверждать нормы нравственности.

В современных условиях широкое развитие получает концепция поликультурного воспитания. Оно предусматривает адаптацию человека к различным ценностям в ситуации существования множества разнородных культур, взаимодействие между людьми с разными традициями, ориентацию на диалог культур, отказ от культурно-образовательной монополии в отношении других наций и народов. Реализация её идей направлена на создание такой атмосферы, живя в которой любой человек чувствовал бы себя не только сыном своей родины, но и гражданином вселенной, понимал и уважал, хранил не только культуру своего народа, но и культуры других народов, а следовательно, уважал право другой личности на свободное культурное развитие. Реализация концепции подводит молодых людей к пониманию существования других стилей жизни, которые столь же значимы и имеют право на существование, как и их собственный.

 

 

Постоянная ссылка на это сообщение: https://vinogradovsky.ru/%d0%b1%d0%b5%d0%b7%d0%be%d0%bf%d0%b0%d1%81%d0%bd%d0%be%d1%81%d1%82%d1%8c/%d0%bf%d1%80%d0%be%d1%82%d0%b8%d0%b2%d0%be%d0%b4%d0%b5%d0%b9%d1%81%d1%82%d0%b2%d0%b8%d0%b5-%d1%82%d0%b5%d1%80%d1%80%d0%be%d1%80%d0%b8%d0%b7%d0%bc%d1%83-%d0%b8-%d1%8d%d0%ba%d1%81%d1%82%d1%80%d0%b5/%d1%82%d0%b5%d0%bc%d0%b0%d1%82%d0%b8%d1%87%d0%b5%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b5-%d0%bc%d0%b0%d1%82%d0%b5%d1%80%d0%b8%d0%b0%d0%bb%d1%8b/